Визуальная грамотность

Визуальная грамотность
(англ. visual literacy)
   — направление в педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной информацией. Концепция В.г. возникла в конце 60-х гг. 20 в. в США. В её основу легли положения о значимости зрительного (визуального) восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нём, ведущей роли образа в восприятии, а также понимания необходимости специальной подготовки ребёнка в условиях роста информационной нагрузки. Понятие В.г. рассматривают как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектами восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы. В педагогических аспектах В.г. наиболее важна коммуникативная сторона процесса её формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа: точка, линия, размер, масштаб, движение.
   В России в начале 70-х гг. Ю.Н. Усов предложил рассматривать В.г. как основу постижения природы киноискусства, а процесс овладения аудиовизуальной грамотностью - как формирование навыков анализа и синтеза художественного звуко-зрительного образа.На 1-й Нац. конференции США по В.г. (1969) Дж. Дебс отнёс В.г. к числу способностей, которые человек может развить с помощью зрения одновременно с остальными чувствами и которые необходимы для нормального процесса становления личности. В процессе обучения у учащихся вырабатываются базовые визуальные умения: от формирования элементарных актов зрительного восприятия через восприятие актов движения и пространственного распределения предметов к развитию навыков восприятия и визуального выражения процесса и, наконец, к достижению понимания и умения реализовать аудиовизуальное выражение идеи, образа. Поэтому Дебс и его коллеги (центр В.г. при университете в г. Рочестер) считали, что В.г. должна стать школьным предметом, помогающим учащимся определить пути самовыражения. Необходимо учитывать, что человек 90% информации получает путём зрения, поэтому овладение В.г. приобретает важное значение уже в первые годы жизни ребёнка, когда формируется его интеллектуальный потенциал. На концепции В.г. оказали влияние работы американских психологов, которые зрительное восприятие рассматривали как чувственный опыт, приобретший смысл (подобную точку зрения высказывал ещё в 1925 Л.С. Выготский).
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 34)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Визуальная грамотность" в других словарях:

  • ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Направление в современной педагогике, исследующее проблемы развития умений использования визуальной и аудиовизуальной информации. Концепция В. г. возникла в конце 60 х гг. XX в. в США. Основывается на положениях о… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Визуальная грамотность — ( лат. – зрительная) – в прямом смысле –зрительная грамотность или грамотность зрителя. Основана на идее значимости зрительного восприятия в процессе познания мира и проживания в нем (90 % усваиваемой информации получено посредством зрения), на… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — (англ. visual literacy), направление в совр. педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией. Пед. концепция В. г. возникла в кон. 60 х гг. 20 в. в США. Основывается на положениях о… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Медиаобразование — (англ. Media education, от лат. media средства)     направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Осн. задачи М.: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию… …   Педагогический терминологический словарь

  • МАК-ЛУЭН — (McLuhan) Херберт Маршалл (21.7.1911, Эдмонтон, пров. Альберта, Канада, 31.12.1980, Торонто), канад. культуролог, социолог, литературовед, публицист. В 1934 окончил ун т Манитобы в Виннипеге (Канада); продолжил образование в Кембриджском ун те… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ — (англ. media education, от лат. media средства), направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Осн. задачи М. о.: подготовить новое поколение …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МАК-ЛУЭН Херберт Маршалл — (21.7.1911, Эдмонтон, пров. Альберта, Канада, 31.12.1980, Торонто), канад. культуролог, социолог, литературовед, публицист. В 1934 окончил ун т Манитобы в Виннипеге (Канада); продолжил образование в Кембриджском ун те (Великобритания; дер… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Медиа-образование — (англ. – средство) – направление в образовательной политике и научной педагогике, занимающееся изучением образовательно воспитательных возможностей средств массовой информации (СМИ), а также вопросами теории и методики обучения школьников их… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ПОЗНАВАЯ МЕДИА , ПОНЯТЬ МЕДИА: О РАСШИРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА или Познавая медиа , Понять медиа: О продолжении человеческого существа — ( Understanding media: the extention of man ) одна из основных работ канадского социального теоретика Маклюэна , вышедшая в свет в 1964. В книге изложена концепция медиа , успевшая за прошедшие десятилетия с момента выхода книги стать… …   Социология: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»